с кем Бог ?

Бог, религия… Сейчас очень часто слышно: а ты веришь в бога? Если отвечаешь честно, то: Как это не веришь? Да как тебе не стыдно? Да у тебя ничего святого!
Даже не прибегая к нравственному анализу подобных заявлений, следующих частенько от тех, кто и сам вчера состоял в партии и вёл даже заседания в секциях научного атеизма, попробую призадуматься над этим вопросом. Верить или нет? И, главное, с кем верить? — ведь это момент не последний. Сейчас очень много говорят о православии, о том, что это часть нашей культуры и идеологии нашего народа. Да правда ли? Так ли это? Белинский говорил в одной из своих наиболее блестящих демократических проповедей: неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?
Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, ля всех русских,представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ — самый религиозный народ в мире? — Ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: «Годится — молиться, не годится — горшки покрывать». Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что
это по натуре своей глубоко атеистический народ.

Эти строки — одни из известнейших в русской литературе, за них в 49-м над Достоевским сломали шпагу, обрили и обрядили в кандалы, в 52-м Тургенева сослали под домашний арест в деревню.
Впрочем, если и их мало, то приведу ещё и Герцена, сказавшего примерно то же самое: Русский крестьянин суеверен, но равнодушен к религии, которая для него, впрочем, является непроницаемой тайной. Он для очистки совести точно соблюдает все внешние обряды культа; он идет в воскресенье к обедне, чтобы шесть дней больше не думать о церкви. Священников он презирает как тунеядцев, как людей алчных, живущих за его счет. Героем всех народных непристойностей всех уличных песенок, предметом насмешки и презрения всегда является поп и дьякон или их жены. 

Впрочем, в нынешнем государственном духе, от которого за версту воняет монархизмом, Победоносцевым и Аракчеевым эти все слова как-то принято отвергать как пережиток прошлого. Но даже если согласиться, если пережиток и религия в самом деле неотъемлимая часть культуры народа и часть менталитета, то с кем верить сегодня? С олигархами, держащими свечки в церквях, с Якуниным и его шубохранилищем ? С ними верить? Кто-нибудь мне заметит: ну так есть и хорошие священники, какой у нас, например, прекрасный отец Владимир в церковке такой-то и такой-то… Да, это прекрасно годиться для кликушествующих старушек или для мещан, возящих своих мещанят по воскресеньям в церкву в том же самом государственном духе… Но как же быть с настоящими людьми? Настоящих кулуарная вера не устроит, тут психологическая тонкость — додумайте мысль до конца — если я ВСЕГО себя Богу отдаю, то мне он не кулуарно, мне он ВЕСЬ нужен… А если примиряешься внутри, про себя — и с олигархами-подсвечниками и с бандитами, юродствующими во Христе и таскающими по своим участкам хоругви — то где же ВЕСЬ Бог? Это уже слабо, это уже не то… 
ОК, но иногда и звучит такая точка зрения: надо верить потому, что это наше наследие и проч. Вот уж глупее мысли не бывало. Как это верить из-за того, что наследие? А если в 1-м веке считалось, что земля на трёх китах стоит, то и в это верить? И, в конце концов, интересный момент — ведь в таком случае Ярила тоже на одинаковых с Христом правах выступает? 🙂 Даже посильнее будет, потому что наш, родной, а Христос — чужеземец… 
Бывает, кстати, и ещё одна точка зрения — надо верить не задумываясь. Но это опять же для кликуш, а как для человека, получившего образование и даже высшее образование, может быть в СССР верить в то, что мир был создан за 6000 лет, в то время как любой ребёнок знает уже настоящие цифры?
Всё это приводит к странным результатам. Религию сегодня раскрутили, но все эти вопросы, логически несокрушимы и, разумеется, в той или иной форме встают перед каждым верующим. У нас сегодня верующих полно, но не верующих по-православному, а людей, которые изобрели для себя какую-нибудь свою религию — опять же, вытекающую из коллективного-бессознательного представления о высшем существе, но отнюдь не относящуюся к православию (разве что по внешним признакам суеверия — икону в угол поставишь, тараканы уйдут и т.д. — причём очень многие считают себя православными исключительно потому, что когда едут мимо церкви — крестятся). 

Просим ознакомиться

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *