Иногда в письмах или на встречах читатели обращают внимание вот на какое противоречие в моём романе «Зима торжествующая»: один из главных героев его — старик Найдёнов, будучи человеком крайне энергичным, по характеру эдаким несгибаемым борцом, почему-то прощает своего соседа алкоголика Сашко, который когда участвовал в изнасиловании его дочери.

Для тех, кто впервые слышит об этом романе, немного напомню сюжет: действие разворачивается вокруг поджога дома в центре Москвы. Жилое здание, расположенное в лакомом для строителей месте, сожгли неизвестные, в результате чего погибло множество людей. А двое журналистов независимой газеты занимаются расследованием происшествия. В ходе него они знакомятся с местным активистом Найдёновым, который многие годы возглавлял защиту пострадавшего дома от разных строительных хищников и подкупленных ими чиновников. На сторону нападавших переходили и жильцы дома (разумеется, не безвозмездно), включая местного алкоголика и смутьяна Сашко, человека с уголовным прошлым. Однажды, в начале 2000-х нанятые какими-то из строителей бандиты в качестве меры устрашения при содействии Сашко похитили единственную дочь Найдёнова, изнасиловали её и бросили в зимнем лесу. Вернувшись домой, девушка покончила с собой, а сам Найдёнов впал в глубокую депрессию и повредился умом.

Это человек крайне энергичный, эдакий ангел мести, в спорах, которые пронизывают роман, призывающий уничтожать угнетателей, мстить ворам, и так далее. По его представлениям, без репрессий невозможно моральное очищение и возрождение страны. Однако, вопреки самому себе, он не препятствует своей жалостливой, несчастной жене помогать тому же Сашко, уже на момент действия окончательно спившемуся алкоголику, с продуктами, деньгами, и так далее. Вот меня и спрашивают: разве нет в этом противоречия? Да, я согласен, что подобное великодушие в жизни встречается редко. Но Найдёнов по моей задумке — образ собирательный, объединяющий целые пласты интеллигенции, идейно потерявшейся в годы буржуазного триумфа. И мне казалось, что изображая несчастного, озлобленного человека, в то же время жалеющего бывшего обидчика, теперь окончательно опустившегося, я затрагиваю вопросы и ближайшего будущего, вопросы неизбежной расплаты нынешних воротил за совершённое в последние три десятилетия.

Настанет час мести, и этот час будет определять и направление, в котором двинется Россия. Нельзя просто забыть о преступлениях различных гайдарочубайсов — это окажется новым и ещё большим преступлением. Ведь в результате «реформ» погибло множество людей — кто от голода, кто от холода, кто став жертвой расовых чисток в Средней Азии или «демократической» сегрегации в Прибалтике. Не наказать никого за этих невинных означает предать память погибших. Это безнравственно, а безнравственная страна не имеет будущего. Но в то же время погрузиться в кровавый хоровод, подобный тому, что пережила страна в 30-е годы прошлого века — тоже не вариант. Увлёкшись местью, залившись кровью, можно лишиться человеческого и в себе.

Поэтому Найдёнов и прощает Сашко, которого достаточно наказала судьба, делая первый шаг к умиротворению и успокоению, к торжеству гуманизма, который так необходим всем нам…

Если хотите прочитать краткую версию «Зимы», она бесплатно доступна на сайте журнала «Москва», за полной же приглашаю сюда.

от

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *